1.Пояснительная записка к Основной  образовательной программе начального общего образования                                                           

Разработка основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Соревнованская основная общеобразовательная школа» осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления   (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа  образовательного учреждения.

1.1.  Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. (ФГОС НОО   п.14)

 1.2.Цели и задачи программы

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. ООП направлена на формирование общей культуры (в том числе культуры здорового и безопасного образа жизни), адаптации личности обучающегося к жизни в обществе, на создание основы саморазвития и освоения ООП на следующей ступени образования.

В соответствии со стандартом на этапе начального общего образования средствами ОС «Школа2100» осуществляется решение следующих задач:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального и поликультурного состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели основного общего образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных действий, познания и освоения мира;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала;

- достижение обучающимися к окончанию начального общего образования результатов, заявленных в ФГОС НОО.

 1.3.Принципы и подходы к формированию основной образовательной программе начального общего образования.

Программа разработана на принципах актуальности, прогностичности, реалистичности.

В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

 - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

1.4.Состав участников образовательного процесса.

Социальная среда школы: ОУ находится на территории Плотниковского сельского поселения, куда и входят три населенных пункта п. Соревнование, Нагорный, Восход - где и находится школа. На территории имеется  частное предприятие малого бизнеса. Социокультурной особенностью села является отсутствие дополнительно развивающих центров, спортивных и музыкальных школ. На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает окружающая среда. Микросоциум школы характеризуется следующими признаками: удалённостью от крупных культурных центров; наличием частного жилого сектора; низкой развитостью инфраструктуры; сильной дифференциацией семей по степени материального благополучия.

 МБОУ «Соревнованская ООШ» п. Соревнование  образована в 1968г.  Здание школы –двухэтажное, кирпичное. В школе имеется 8 учебных кабинетов, из них 2 - начальной школы, 3 - лаборантских,  компьютерный класс, 1 спортивный зал, библиотека, столовая. На территории школы находятся футбольное поле, беговая дорожка, баскетбольная и игровая площадка.

В 2011-2012 учебном году в школе будут обучаться 57 учащихся в одну смену. Скомплектовано 4  класса комплекта.

В школе ведут работу кружки, спортивные секции, организующие развивающие занятия во второй половине дня.

                 Социальный паспорт школы.

  • Количество многодетных семей: 8 (15,1%)
  • Количество неполных семей: 22 (41,5%)
  • Количество опекаемых детей: 3 (5,6%)
  • Количество малообеспеченных семей: 8 (15,1%)
  • Количество детей на внутришкольном контроле:1 (1,8%)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
  • Количество детей «группы риска»: 3 (5,6%)

 Программа  составлена с учетом социокультурных особенностей и потребностей социума, в котором школа  носит системный характер, является инициатором многих совместных мероприятий, часто играет направляющую роль при их разработке и реализации.

 1.5. Учебно-методический комплекс

Основная образовательная программа начальной школы реализуются через  УМК «Школа 2100». Данная программа не противоречит основным целям и задачам ФГОС.  Она является  личностно-ориентированной, развивающей, вариативной программой, обеспечивает непрерывное образование для массовой школы. Это образовательная система, рассчитана на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. В основе всех теоретических и практических разработок авторов лежит единый методологический документ – Образовательная программа «Школа 2100», содержащая основные концептуальные положения. Все учебники, пособия и программы опираются на единую систему психолого-педагогических принципов. Авторами разработаны хорошие современные учебники, продумана система работы по этим учебникам, которая предусматривает отсутствие перегрузок учащихся, развитие интеллекта и личности школьника. 

Разработанная  Программа предусматривает выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, осуществление индивидуально ориентированной  психолого-медико-педагогической    помощи    детям   с   ограниченными возможностями здоровья.

 Разработанная  Программа формирует систему оценки достижения планируемых результатов, которая позволит  вести  оценку  предметных,  метапредметных  и  личностных результатов начального общего образования, позволит  осуществлять  оценку  динамики  учебных достижений обучающихся.

Внеурочная деятельность

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» (10 часов в неделю) является неотъемлемой частью образовательного процесса.  Школа предоставляет учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.

 Введение внеурочной деятельности в учебный план образовательного учреждения призвано помочь учащимся в достижении планируемых результатов образования  и расширении возможностей для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.):

 

Направления развития личности

Наименование рабочей программы

 
 

Спортивно-оздоровительное

Спортивный час

 

Духовно-нравственное

Моя первая клумба

Уроки нравственности

 

Социальное

Сотвори здоровье сам

Риторика

 

Общеинтеллектуальное

Юный эколог

 

Общекультурное

Волшебный  квиллинг

 

 

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.         

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

1.6.Условия реализации программы

Режим работы

В начальной школе в 1 классе режим 5-дневной учебной недели. Начало уроков – в 08.30 часов в первую смену. Продолжительность урока в 1 классе 35 минут в I полугодии и по 45 минут во полугодии, по 45 минут во 2-4 классах. Нагрузка учащихся в неделю не превышает норматив.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней. В 1 классе проводятся дополнительные каникулы.

Наполняемость классов

Средняя наполняемость классов – 7 человек

Продолжительность обучения: 4 года.

Организация образовательной деятельности

Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

Реализуемые программы

 «Школа 2100»

 1.7.Кадровый состав, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы начального общего образования

 

п/п

Специалисты

Функции

Квалифика-ция

1

Четвертных Галина Фёдоровна- учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

Первая

2.

Власенко Ольга Анатольевна-учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

Высшая

3.

Чуйко Татьяна Викторовна-

учитель музыки

Осуществляет педагогическое сопровождение образовательного процесса

Первая

4.

Цубера Елена Васильевна-педагог- психолог

 

Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными  особенностями.

Первая

5.

Кушнарёва Евгения Александровна-библиотекарь

 

Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности учащихся.

 

6.

Ерошкина Мария Винаминовна – зам. дир. УВР

 

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу.

Первая

 

 

 1.8.Требования к комплектованию классов

Прием обучающихся в 1-4 классы Образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе правил приема обучающихся в образовательное учреждение, санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиНа 2.4.2.2821-10; Уставом ОУ. В первый класс принимаются   все  дети,  проживающие в  на территории (п. Соревнование, п. Нагорный, п. Восход) и достигшие  возраста 6,5 - 7 лет и не имеющие  медицинских  противопоказаний  для  обучения в 1 классе общеобразовательной  школы, по заявлению родителей (законных представителей). Комплект состоит из двух классов 1-го и 3-го.

Технология комплектования 1-го класса:

Месяц

Этапы работы

Участники

январь

Составление списков будущих первоклассников

Социальный педагог

март

Проведение родительского собрания

Учитель 1 класса

 

Февраль-апрель

Посещение занятий в ДОУ будущих первоклассников

Учитель 1 класса

 

Январь-август

Регистрация и сверка предварительных списков детей, поступающих в 1-ый класс

Директор, соц. педагог

В течение года

Подготовка учебно-методического комплекса образовательного процесса

Учителя

Август

Комплектование 1-го класса

Директор

Август

Подготовительные занятия для будущих первоклассников

Учителя

Сентябрь-октябрь

Педагогическое совещание по проблемам адаптации учащихся 1-го класса к школьному обучению

Директор, зам дир. УВР, учителя нач. классов

 1.9.Адресность основной образовательной программе начального общего образования.

  1.  Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

  2. Специфика начальной школы – особого этапа в жизни ребенка, связанного:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;
  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

3. Программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

 4. Программа сформирована с учетом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

5.Начальное общее образование призвано способствовать:

  • овладению обучающимися в соответствии с возра­стными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, худо­жественной); умением адаптироваться к окружающей при­родной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру,
  • формированию у обучающихся правильного отно­шения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнооб­разной творческой деятельности.
  • формированию знаний, умений и способов деятель­ности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

   Основная цель начального общего образования – формирование у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, выявления индивидуальных задатков и способностей во всех видах учебной и внеучебной деятельности. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

 1.10.Специфика и технологии обучения

Основная образовательная программа предусматривает:

· достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

В школе применяются следующие технологии деятельностного типа (можно коротко описать принципы/подходы используемых технологий):

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Развивающего и проблемного обучения;
  3. Проектно-исследовательские;
  4. Технология использования игровых методов;
  5. Технология дифференцированного обучения;

6.   Здоровьесберегающая образовательная и обеспечение безопасности жизнедеятельности

     7.Личностно-ориентированные   технологии,   

     8.   Технологии активизации познавательных интересов, творческой  самостоятельности  учащихся.

  9.   Проектные методы обучения;

    10.   Технология создания портфолио.

  Методы и формы работы в начальной школе

Классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся:

 -      объяснительно-иллюстративный,

-       репродуктивный,

-      проблемное изложение,

-       частично-поисковый,

-      исследовательский метод.

Классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность).

      В соответствии с таким подходом методы объединены в три группы.

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.

          Содержание каждого предмета определяет в значительной степени и методы его изучения. При выборе метода обучения учитель руководствуется общей целью воспитания и конкретной дидактической целью данного урока, учитывает характер материала урока, возраст учащихся, их особенности и уровень готовности к изучению учебного материала.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных способностей используются разнообразные формы учебных занятий:

  • урок  - экскурсия;
  • урок – путешествие;
  • урок – соревнование
  • урок – взаимообучение;
  • урок – игра;
  • интегрированный урок.

1.11.Материально-технические условия

Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно-кабинетной системы в соответствии с учебным планом, основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами.

1.12.Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Нормативные документы МО РФ
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);
  • Типовое положение об образовательном учреждении;
  • Устав школы;
  • Локальные акты;
  • Лицензия образовательного учреждения.

МБОУ «Соревнованская ООШ», реализующее об­разовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родите­лей (законных представителей) как участников образователь­ного процесса:

  • с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении (заявление при поступлении в школу);
  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Рос­сийской Федерации и Уставом образовательного учреждения (договор между МБОУ «Соревнованская ООШ»  и родителями (законными представителями).

        Права и обязанности родителей (законных представите­лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро­вании и обеспечении освоения своими детьми основной об­разовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и образова­тельным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результа­ты освоения основной образовательной программы.

 1.13.Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • примерный учебный план;
  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программа коррекционной работы;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

          ООП начального общего образования   опирается на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Образовательная программа ориентирована на реализацию основных задач ФГОСт и создает социальные и организационно-педагогические условия для реализации в полном объеме права детей на образование и предназначена  удовлетворить потребности:

-  ученика – в освоении познавательных  и ценностных основ  личностного и  профессионального     самоопределения  на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету  в системе  непрерывной  подготовки кадров.  В  этом  аспекте  образовательная  программа реализует  право  ребенка  на  сохранение  своей  индивидуальности,  зафиксированное  в  статье 8  «Конвенции  о  правах  ребенка»;

-   родителей,  как  гарантия  «наилучшего  обеспечения  интересов  ребенка»,  обозначенная  в статье  3 «Конвенции  о  правах  ребенка»;

-&nbs… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz