Паспорт основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Соревнованская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования 1.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Соревнованская основная общеобразовательна школа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373, зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация №17785, на основе Примерной основной образовательной программы общего образования и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100» Разработка основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Соревнованская основная общеобразовательна школа» осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа образовательного учреждения. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 1.1. Цели и задачи программы Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. ООП направлена на формирование общей культуры (в том числе культуры здорового и безопасного образа жизни), адаптации личности обучающегося к жизни в обществе, на создание основы саморазвития и освоения ООП на следующей ступени образования. В соответствии со стандартом на этапе начального общего образования средствами ОС «Школа2100» осуществляется решение следующих задач: -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального и поликультурного состава; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на достижение цели основного общего образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных действий, познания и освоения мира; - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и занчения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала; - достижение обучающимися к окончанию начального общего образования результатов, заявленных в ФГОС НОО.
1.2.Принципы и подходы к формированию основной образовательной программе начального общего образования. Программа разработана на принципах актуальности, прогностичности, реалистичности. В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу; - ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. 1.3.Состав участников образовательного процесса Социальная среда школы ОУ находится на территории Плотниковского сельского поселения, куда и входят три населенных пункта п. Соревнование, Нагорный, Восход - где и находится школа. На территории имеется частное предприятие малого бизнеса. Социокультурной особенностью села является отсутствие дополнительно развивающих центров, спортивных и музыкальных школ. На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает окружающая среда. Микросоциум школы характеризуется следующими признаками: удалённостью от крупных культурных центров; наличием частного жилого сектора; низкой развитостью инфраструктуры; сильной дифференциацией семей по степени материального благополучия.
МБОУ «Соревнованская ООШ» п. Соревнование образована в 1968г. Здание школы –двухэтажное, кирпичное. В школе имеется 8 учебных кабинетов, из них 2 - начальной школы, 3 - лаборантских, компьютерный класс, 1 спортивный зал, библиотека, столовая. На территории школы находятся футбольное поле, беговая дорожка, баскетбольная и игровая площадка. В 2011-2012 учебном году в школе будут обучаться 58 учащихся в одну смену. Скомплектовано 4 класса комплекта. В школе ведут работу кружки, спортивные секции, организующие развивающие занятия во второй половине дня.
Социальный паспорт школы.
Программа составлена с учетом социокультурных особенностей и потребностей социума, в котором школа носит системный характер, является инициатором многих совместных мероприятий, часто играет направляющую роль при их разработке и реализации.
1.4. УМК Основная образовательная программа начальной школы реализуются через УМК «Школа 2100». Данная программа не противоречит основным целям и задачам ФГОС. Она является личностно-ориентированной, развивающей, вариативной программой, обеспечивает непрерывное образование для массовой школы. Это образовательная система, рассчитана на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. В основе всех теоретических и практических разработок авторов лежит единый методологический документ – Образовательная программа «Школа 2100», содержащая основные концептуальные положения. Все учебники, пособия и программы опираются на единую систему психолого-педагогических принципов. Авторами разработаны хорошие современные учебники, продумана система работы по этим учебникам, которая предусматривает отсутствие перегрузок учащихся, развитие интеллекта и личности школьника. Разработанная Программа предусматривает выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Программа формирует систему оценки достижения планируемых результатов, которая позволит вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования, позволит осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
1.5.Условия реализации программы Режим работы В начальной школе в 1 классе режим 5-дневной учебной недели. Начало уроков – в 08.30 часов в первую смену. Продолжительность урока в 1 классе 35 минут в I полугодии и по 45 минут во полугодии, по 45 минут во 2-4 классах. Нагрузка учащихся в неделю не превышает норматив. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней. В 1 классе проводятся дополнительные каникулы. Наполняемость классов Средняя наполняемость классов – 7 человек Продолжительность обучения: 4 года. Организация образовательной деятельности Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система. Реализуемые программы «Школа 2100»
1.6.Кадровый состав, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы начального общего образования
1.7.Требования к комплектованию классов В 1-й класс принимаются все дети, проживающие на территории (п. Соревнование, п. Нагорный, п. Восход), достигшие возраста 6,5 лет. Школа малокомплектная и комплект состоит из двух классов 1-го и 3-го. Технология комплектования 1-го класса:
1.8.Адресность основной образовательной программе начального общего образования.
2. Специфика начальной школы – особого этапа в жизни ребенка, связанного:
3. Программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
4. Программа сформирована с учетом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
5.Начальное общее образование призвано способствовать:
Основная цель начального общего образования – формирование у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, выявления индивидуальных задатков и способностей во всех видах учебной и внеучебной деятельности. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. 2. Внеурочная деятельность 2.1.В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.):
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3.Специфика и технологии обучения
3.1.Основная образовательная программа предусматривает: • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий; • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населё… Продолжение » |
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Перечень метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлен ниже в таблице. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования перечислены в тексте предметных программ в разделе "Программы отдельных учебных предметов, курсов".
1. Личностные результаты и универсальные учебные действия (УУД)
2.Соотнесение личностных результатов и универсальных учебных действий по материалам ФГОС с универсальными учебными действиями в терминологии Образовательной системы «Школа 2100»
|